Анализ стихотворения «Бармоглот» перевода Дины Орловской.


Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуще рымит исполин -
Злопастный Брандашмыг
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево тумтум.
Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром -
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, Раз-два! Горит трава,
Взы-взы - стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!



1) Первый вопрос: сюжет произведения (краткий пересказ) и первое читательское впечатление?

Начинается с описания вечера и каких-то непонятных зверьков.
Рассказчик дает наставление своему сыну (возможно, и не сыну), мальчику (возможно, им не являющимся). Мальчик в доспехах отправляется в путешествие через страшный лес и остается под большим деревом, выжидая чудовище. Явление Бармоглота. Битва между чудовищем и мальчиком. Рассказчик выражает свою радость и хвалит героя.
Заканчивается произведение уже знакомой нам мирной сценой вечера и непонятных зверьков.
Задание: расставить в правильном последовательном порядке события стихотворения.
- Рассказчик выражает свою радость и хвалит героя.
- Явление Бармоглота.
- Начинается с описания вечера и каких-то непонятных зверьков.
- Мальчик в доспехах отправляется в путешествие через страшный лес и остается под большим деревом, выжидая чудовище.
- Рассказчик дает наставление своему сыну (возможно и не сыну), мальчику (возможно, им не являющимся).
- Битва между чудовищем и мальчиком.
- Заканчивается произведение уже знакомой нам мирной сценой вечера и непонятных зверьков.

Первое читательское впечатление: стихотворение напоминает сцену из какой-то старинной легенды или рыцарской сказки.

2) Герои произведения; место и время произведения; исторический контекст.

Героями произведения являются: мальчик - победитель чудовища, его отец или рассказчик, конечно же - Бармоглот. Эпизодические герои: непонятные зверьки и Брандышмыг. Место, где происходят события, по-видимому, какая-то волшебная страна.

Задание: нарисуйте, пожалуйста, набросок карты, точнее - маршрут передвижения главного героя.
- Дом; Путь через глухую чащу; Остановка под деревом Тум Тум, где происходила битва, дерево, которое, по-видимому, находилось на поле; Дом.

Исторический контекст - средневековье. Историческая справка, которая подтверждает наше заключение: В декабре 1863 года Кэрролл присутствовал на любительском спектакле «Альфред Великий». После спектакля вспомнили Кэрролловы пародийные «Англосаксонские стансы», по тематике схожие со спектаклем. Все гости наперегонки начали сочинять стихи. Когда подошла очередь Кэрролла, он встал и с совершенно серьёзным видом прочёл именно это четверостишье. Гости попросили его объяснить, и он объяснил каждое слово стихотворения. Альфред Великий - первый король Англии (англо-сакс), легендарный король воин, охотник, ученый.

Задание: найдите в стихотворении ключевые слова, отражающие исторический контекст.
- все обращения к сыну говорят о культурной традиции прошлых веков;
- меч и щит;
- возможно, эпитеты мальчика в контексте сцены битвы.

3) Особенности повествования произведения (кто и как рассказывает. Система рассказчиков (в каком состоянии, степень достоверности излагаемых сведений).

Повествование ведется рассказчиком, включенным в повествование, как отец главного героя. Рассказчик обращается к мальчику-сыну напрямую и косвенно к нам. Возможно, он озвучивает свои мысли и видение без обращения к читателю, но возможно его не прямая речь адресована именно читателям. Его безадресная речь описывает нам события, происходящие с мальчиком после прощания и до заключительной встречи с отцом.

В битве, о которой речь пойдет чуть позже столкнулись две стороны: добрая и злая, два героя, два характера, у которых есть свои специфические качества. Чтобы почувствовать весь накал драматической схватки «здесь» и «сейчас» между Бармаглотом и мальчиком необходимо глубже понять индивидуальные черты героя и антигероя. Вам помогут в этом анализ ключевых слов, которыми характеризуются герои. Какие они? Это поможет вам понять баланс сил и всю драматичность ситуации.

Памятка: Драма (одно из определений) - это литературный кинематографический жанр изображающий, как правило, частную жизнь человека в его конфликте с обществом. Драма вытеснила трагедию.

Задание: Выпишите напротив героя и антигероев слова, которые характеризуют их основные качества с расшифровкой неологизмов, если отмечаете их.
- Мальчик: думает о высоком (т.е. умный и возвышенный); светозарный - светлый и напоминает зарю; храброславленный - храбрый и славный.
- Бармаглот: бормочет и глотает; свирлеп -свиреп и нелеп; ужасный, пылкает огнем - пылает или стреляет огнем.
- Брандышмыг: шмыгает; рымит - рычит и гремит; исполин; злопастый - злой и опасный или со злой пастью.

4) Конфликт - столкновение сторон и взглядов. Противостояние героев открывает нам конфликт между человеком и природой, в нашем случае мальчиком и чудовищем.

5)Тема (не литературоведческий термин) произведения. Т.е. - о чем оно? Подвиг и мужество, которые, в конечном счете, воспевает рассказчик.

6) Проблематика - т.е. круг вопросов, которые ставит произведение перед читателями?

Вопросов много. Некоторые просто удовлетворяют наше любопытство или интеллектуальный интерес, а другие расширяют границы художественного мира.
- Кто такие эти зверьки в первых и последних строчках?
- Как понять язык на котором говорит рассказчик? (здесь необходимо сделать небольшую остановку и воспользоваться словарем Шалтая-Болтая)
* варкалось -- восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин, но в то же время уже немножечко смеркалось (в другом переводе четыре часа пополудни)
* хливкий -- хлипкий и ловкий;
* шорёк -- помесь хорька (в оригинале Кэрролла -- барсука), ящерицы и штопора;
* пыряться -- прыгать, нырять, вертеться;
* нава -- трава под солнечными часами (простирается немного направо, немного налево и немного назад);
* хрюкотать -- хрюкать и хохотать (вариант -- летать);
* зелюк -- зелёный индюк (в оригинале -- зелёная свинья);
* мюмзик -- птица; перья у неё растрёпаны и торчат во все стороны, как веник;
* мова -- далеко от дома (Шалтай-Болтай признаётся, что сам в этом не уверен). -Почему он использует этот язык?
- Что за чудовище описывает автор?

Наконец, вопросы, расширяющие границы художественного мира в их протяженности пространства и времени, открывающие двери, как в предысторию стихотворного мира, так и в его будущее:
- Зачем мальчику нужно было сражаться с Бармаглотом?

Задание: Придумайте вопросы, которые могут расширить художественный мир произведения. И на основе этих вопросов и предполагаемых ответов расскажите предысторию и продолжение рассказа в стиле не противоречащему духу и историческому контексту произведения.
- Что связывало мальчика с рассказчиком, если он не являлся ему кровным сыном?
- Не ясна и история Бармаглота.
- Взаимоотношения между Бармоглотом и Брандышмыгом.
- О чем были высокие думы главного героя?

Ну и основной морально-нравственный вопрос произведения:
- Необходимость совершения подвига и личное внутреннее мужество для его совершения? (страшно, а делаешь, потому что не можешь поступить иначе)
Пример: из фильма «Эван, всемогущий!»
- Зачем ты это делаешь?
- Ну, мне так сказали?
- Кто тебе так сказал?
- Бог!

7) Идеи нашедшие отражение в произведении? Необходимость нравственного подвига в борьбе со злом.
Неизбежность победы добра!
Кстати, это основная идея всех детских произведений.

8) Композиция произведения как выразительное средство?

Композиция повествования кольцевая, начинается с лейтмотива (повторяющегося элемента), за которым следует обращение рассказчика к мальчику, затем повествование завершается заключительным обращением и лейтмотивом с описанием вечерней природы.
Лейтмотив и его спокойная мелодичность изначально настраивает нас на счастливый конец. При обсуждении композиции можно вернуться к сюжету стихотворения и перевести его из литературной плоскости в плоскость театра и кино. Итак, для начала давайте сделаем раскадровку на общий, крупный, средний планы и детали.

Задание: пропишите планы на каждый эпизод стихотворения.
А теперь немного о сюжете в рамках трех актов и трех действий, классической формы театра. Итак, представляем себе кино:

1 акт. Вечер. Зверьки в траве. Старый дом. Герой получает наставление от старика отца. Мысли героя ( мы сейчас должны себе представить, что избушка растворяется и мы видим вот все то, что мы там напридумывали, что толкает героя на испытания и подвиг). Образ дракона. Герой собирается в путь. «О, бойся Бормаглота, сын!» - слышится нам.
Намечается конфликт неизбежность смертельной битвы.

2 акт. Перед нашими глазами мелькают возможные испытания в пути. Само путешествие и преодоление всех возможных препятствий. В стихотворении путешествие дано лишь пунктиром, маленьким наброском. Но давайте с вами пофантазируем.

Задание: Что могло произойти с мальчиком?

- Сражение с Брандышмыгом.
- преодоление пропасти (вспомните Властелин Колец, что только не произошло с ними в пути до Мордора и, если вспомнить «Хоббита», мы поймем, что сражение с драконом было далеко не самым тяжелым испытанием в пути).
- быстрая река.
- волки и другие хищники (вспомните, все это будет в «Хоббите» Толкиена).
- голод и жажда.

Наконец, вот оно - заветное дерево, уходящее своими ветвями далеко в небо. Он достиг его. Он сделал это. Теперь остается ждать самого страшного. Развязки.

3 акт. Конфликт - противостояние мальчика чудовищу в максимальной точке напряжения. Раньше он просто его ненавидел и шел к нему, чтобы сразиться. Помните - каким он был? Просто мальчик, которого отец наставляет. Потом этот мальчик принял решение и прошел быть может через всю преисподнюю, чтобы сразиться с чудовищем. В первом акте наш герой только собирался на сражение, а теперь уже маски сорваны, во втором мы поняли, что «ПАЦАН СКАЗАЛ - ПАЦАН СДЕЛАЛ!» (из к/ф. Гулливер), теперь перед нами не мальчик уже, но муж. Теперь мы знаем - кто он?! И чего он стоит?!
Перед нами разворачивается страшное сражение. Победа Мальчика. И радостная встреча с отцом. И снова мирная спокойная вечерняя природа.

На протяжении всего повествования наш интерес поддерживают вопросы:
Найдет ли он дорогу? Справится ли с ним? Будет ли жить или погибнет?

9-10) Хронотоп - пространство и время в произведении. Особенности изображения событий во времени.
Художественная реальность представленная нам автором - представляет собой волшебный, сказочный мир, со своим языком и видами животных. Мир напоминающий (повторимся) - средневековье.
Поскольку рассказчик обращается к своему сыну в настоящем, т.е. - «здесь» и «сейчас», и между двумя обращениями повествует о путешествии героя и его битве как очевидец происходящего, можно предположить, что повествование является проекцией мистического провидения рассказчика, его способности видеть то, что находиться вне поля его физического зрения. Другими словами, есть вероятность явления двух пространств - реального и мистического. События в его рассказе развиваются стремительно, что создается за счет упрощения описания.
Время изначально спокойно в описании природы, начинает свой отчет с наставлений старца. Стремительный бег времени мы можем наблюдать в описании путешествия. Но в момент финальной битвы время замирает.

Задание: Как вы думаете, как можно замедлить время в произведении в кинофильме и литературном произведении?
Замедляется в самый напряженный момент битвы. Это передается за счет повторов.

И в заключении все возвращается к начальному повтору - вечному и спокойному затишью, вневремени. Этим все началось и этим все заканчивается - Вечностью.

11) Выразительные средства произведения, создающие настроение текста.

- Цвет: вечер - темно синий; лес - темно-зеленый коричневый; пламя - оранжевое; еще небо и дым.
- Свет: сам мальчик (вспоминаем, что он светлый и напоминает о заре); а брандышмыг и бармоглот?

Задание: На какую мысль нас наталкивает анализ светового порядка произведения? Или даже идею, которую мы не заметили сначала? Смотрите, читаю! Вечер, ночь, заря и свет, вечер. Вечер, ночь, заря и свет, вечер. Правильно! Битва Света и тьмы, смена ночи рассветом утра и солнечным днем.

Мы уже уж говорили о Духе произведения, когда пытались пофантазировать предысторию и продолжение рассказа, а теперь нам нужно определить из чего складывается Дух произведения и его настроение. Задание: Например, вы можете предлагать характеристики мира, который мы исследуем, и мы будем отбирать те, которые соответствуют настроению стиха и его историческому контексту?

«ГлОкая кУздра штЕко будланУла бОкра и кудрЯчит бокренка» - искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Несмотря на это общий смысл понятен. Фраза создана как иллюстрация того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. Пример был предложен академиком Щербой в 1930 или 1928 году и использовался на вводных лекциях «Основы языкознания».

Задание: придумайте новые неологизмы, которыми можно было дополнить язык автора.

Литературные аллюзии? Конечно же «Хоббит: туда и обратно...»

Hosted by uCoz